На заметку аэрофобам: причины раскачивания крыльев самолета в полете

Воздушные суда считаются наиболее безопасными средствами передвижения. Технически исправный борт быстро доставит пассажиров к месту назначения и никогда не рухнет без серьезных причин. Но боязнь летать останавливает многих, и связано это с минимальными знаниями об устройстве судна и процессами, происходящими во время полета. Специалисты успокаивают и дают советы на заметку аэрофобам — причины раскачивания крыльев самолета кроются вовсе не в неисправностях.

На заметку аэрофобам причины раскачивания крыльев самолета

Вход в зону турбулентности

Зона турбулентности

Пока красивый лайнер внушительных размеров находится на полосе и готовится к взлету, пассажиры в его комфортабельных креслах чувствуют себя вполне уютно. Но стоит борту начать набирать высоту, как многие пассажиры начинают паниковать, прислушиваться к каждому звуку, реагировать на любые вспышки и колебания судна.

Ситуации, когда из окна самолета видны раскачивающиеся крылья, случаются практически в каждом полете. Сами пилоты называют это «болтанкой», объясняя заход лайнера в так называемую зону турбулентности. Двигаясь в воздушном пространстве, борт проходит мимо облаков и туч, которые для него представляют практически такое же препятствие, как и ямы для автомобилей на трассе. Это не опасность, а элементарные перепады давления, высоты, влажности, а также резкие колебания воздушных потоков.

Самолет начинает трясти, когда он движется в условиях непогоды:

  • сильного, шквалистого ветра;
  • критической облачности;
  • резкого перепада температур между нисходящими и восходящими потоками.

В самолете чувствуется раскачка

Аэрофобия (болезнь летать) развивается у многих пассажиров из-за незнания причин колебания судна в воздухе. По их мнению, если крылья начинают трястись, значит лайнер терпит бедствие и стремительно падает. Из-за этого часто на борту случаются истерики и приступы паники. Абсолютно все пилоты гражданской авиации утверждают, что зона турбулентности — практически неизбежный промежуток пути во время полета.

Расхода топлива сократится в разы благодаря 7 лайфхакам

Идеально ровным и гладким движение может быть только в условиях идеальной погоды — отсутствия ветра и облачности, осадков и грозы. Но даже если эти неприятные явления возникают на пути самолета, пилоты стараются по возможности обойти такую зону. Заходы в турбулентность не опасны, но и не приветствуются. В воздушную яму обычно не попадают внезапно, о ней пилот всегда знает заранее и просит пассажиров пристегнуть ремни.

Конструкция воздушного судна продумана до мелочей. Оно проектируется с учетом всех возможных препятствий в небе, поэтому никакие его части и детали не отваливаются. В сфере авиации проверки транспорта перед каждым полетом и после него — обязательное явление. Поэтому тем, кто предпочитает пользоваться именно этим видом пассажирских перевозок, переживать не стоит.

Реальные опасности

Наверняка каждый, кто периодически прибегает к услугам аэрофлота, сталкивался с ситуацией, когда рейсы действительно отменялись из-за опасных условий. Как правило, такие ограничения вводятся из-за сильной непогоды. Наиболее опасными факторами для самолета в воздушном пространстве являются:

Почему самолет раскачивается

  • грозовой фронт (образуются мощные нисходящие и восходящие потоки, скорость которых достигает 30 м/с);
  • песчаные или пылевые бури;
  • обледенение (льдом покрываются внешние части корпуса и лобовое стекло, в результате чего судно становится намного тяжелее, нарушаются законы аэродинамики и лайнер становится практически неуправляемым);
  • микровзрывы (микропорывы) ветра;
  • образование облака пепла из-за активности вулкана (оно способно достигать 14−15 км в высоту);
  • смерчи.
Из чего делают авиационный и автомобильный бензин

Крылья самолета

Такой фактор, как обледенение, в воздухе случается крайне редко. Бороться с ним пилоты умеют: достаточно включить систему противообледенения, которая обдает горячими воздушными потоками замерзшие части. Чаще всего с подобной проблемой сталкиваются еще в аэропорту на взлетной полосе. Однако некоторые пилоты отказываются подниматься в воздух, мотивируя это чрезвычайной опасностью, а недостаточно опытные все же взлетают. В большинстве случаев полеты оказываются прерванными и судно запрашивает аварийную посадку в ближайшем терминале.

Против наледи используют специальную жидкость, которой обрабатывают абсолютно всю поверхность борта. Однако она имеет ограниченный срок действия — около 30−40 минут. Халатность или невнимательность пилота, который не учел этот временной фактор, может обернуться аварийной посадкой или настоящей трагедией.

Конструктивные особенности

Чтобы понимать, что трясущиеся и раскачивающиеся крылья не представляют угрозы и опасности, необходимо иметь минимальное представление об их устройстве. Это не цельный лист металла, а технически сложная конструкция специально разработанной формы, которая позволяет улучшить аэродинамику. Кроме того, для безопасного взлета или снижения эти части должны соответствовать одним требованиям, а во время полета на высоте — другим. Крылья не являются стационарной деталью, они оснащены подвижными механизмами, которые отвечают за изменение ряда параметров:

  • угол расположения и кривизна по отношению к корпусу;
  • площадь и длину.

Полет на самолете

Боковые части не привариваются к борту, а удерживаются при помощи лонжеронов, силовых балок и множества дополнительных элементов. Оно фиксируется на центроплане, который, в свою очередь, крепится мощными балками к фюзеляжу. Такая конструкция обусловлена не только тем, что самолету приходится преодолевать колоссальные нагрузки и выдерживать встречные потоки воздуха. Нередко именно в части крыльев располагаются двигатели и топливные запасы.

Таким образом, момент набора скорости — это и есть те первые мгновения, когда пассажир может наблюдать колебания из окна иллюминатора. Но стоит судну оторваться от земли, система стабилизируется, крылья приходят в равновесие за счет работы трансформирующих механизмов.

Амплитуда колебаний может зависеть от типа борта: на одних она огромна, а на других практически незаметна. Но пассажирам стоит доверять инженерам и конструкторам, а также персоналу, проверяющему лайнер перед вылетом. Они прилагают максимум усилий, чтобы полет прошел максимально комфортно.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.