Воздушные суда считаются наиболее безопасными средствами передвижения. Технически исправный борт быстро доставит пассажиров к месту назначения и никогда не рухнет без серьезных причин. Но боязнь летать останавливает многих, и связано это с минимальными знаниями об устройстве судна и процессами, происходящими во время полета. Специалисты успокаивают и дают советы на заметку аэрофобам — причины раскачивания крыльев самолета кроются вовсе не в неисправностях.
Вход в зону турбулентности
Пока красивый лайнер внушительных размеров находится на полосе и готовится к взлету, пассажиры в его комфортабельных креслах чувствуют себя вполне уютно. Но стоит борту начать набирать высоту, как многие пассажиры начинают паниковать, прислушиваться к каждому звуку, реагировать на любые вспышки и колебания судна.
Ситуации, когда из окна самолета видны раскачивающиеся крылья, случаются практически в каждом полете. Сами пилоты называют это «болтанкой», объясняя заход лайнера в так называемую зону турбулентности. Двигаясь в воздушном пространстве, борт проходит мимо облаков и туч, которые для него представляют практически такое же препятствие, как и ямы для автомобилей на трассе. Это не опасность, а элементарные перепады давления, высоты, влажности, а также резкие колебания воздушных потоков.
Самолет начинает трясти, когда он движется в условиях непогоды:
- сильного, шквалистого ветра;
- критической облачности;
- резкого перепада температур между нисходящими и восходящими потоками.
Аэрофобия (болезнь летать) развивается у многих пассажиров из-за незнания причин колебания судна в воздухе. По их мнению, если крылья начинают трястись, значит лайнер терпит бедствие и стремительно падает. Из-за этого часто на борту случаются истерики и приступы паники. Абсолютно все пилоты гражданской авиации утверждают, что зона турбулентности — практически неизбежный промежуток пути во время полета.
Идеально ровным и гладким движение может быть только в условиях идеальной погоды — отсутствия ветра и облачности, осадков и грозы. Но даже если эти неприятные явления возникают на пути самолета, пилоты стараются по возможности обойти такую зону. Заходы в турбулентность не опасны, но и не приветствуются. В воздушную яму обычно не попадают внезапно, о ней пилот всегда знает заранее и просит пассажиров пристегнуть ремни.
Конструкция воздушного судна продумана до мелочей. Оно проектируется с учетом всех возможных препятствий в небе, поэтому никакие его части и детали не отваливаются. В сфере авиации проверки транспорта перед каждым полетом и после него — обязательное явление. Поэтому тем, кто предпочитает пользоваться именно этим видом пассажирских перевозок, переживать не стоит.
Реальные опасности
Наверняка каждый, кто периодически прибегает к услугам аэрофлота, сталкивался с ситуацией, когда рейсы действительно отменялись из-за опасных условий. Как правило, такие ограничения вводятся из-за сильной непогоды. Наиболее опасными факторами для самолета в воздушном пространстве являются:
- грозовой фронт (образуются мощные нисходящие и восходящие потоки, скорость которых достигает 30 м/с);
- песчаные или пылевые бури;
- обледенение (льдом покрываются внешние части корпуса и лобовое стекло, в результате чего судно становится намного тяжелее, нарушаются законы аэродинамики и лайнер становится практически неуправляемым);
- микровзрывы (микропорывы) ветра;
- образование облака пепла из-за активности вулкана (оно способно достигать 14−15 км в высоту);
- смерчи.
Такой фактор, как обледенение, в воздухе случается крайне редко. Бороться с ним пилоты умеют: достаточно включить систему противообледенения, которая обдает горячими воздушными потоками замерзшие части. Чаще всего с подобной проблемой сталкиваются еще в аэропорту на взлетной полосе. Однако некоторые пилоты отказываются подниматься в воздух, мотивируя это чрезвычайной опасностью, а недостаточно опытные все же взлетают. В большинстве случаев полеты оказываются прерванными и судно запрашивает аварийную посадку в ближайшем терминале.
Против наледи используют специальную жидкость, которой обрабатывают абсолютно всю поверхность борта. Однако она имеет ограниченный срок действия — около 30−40 минут. Халатность или невнимательность пилота, который не учел этот временной фактор, может обернуться аварийной посадкой или настоящей трагедией.
Конструктивные особенности
Чтобы понимать, что трясущиеся и раскачивающиеся крылья не представляют угрозы и опасности, необходимо иметь минимальное представление об их устройстве. Это не цельный лист металла, а технически сложная конструкция специально разработанной формы, которая позволяет улучшить аэродинамику. Кроме того, для безопасного взлета или снижения эти части должны соответствовать одним требованиям, а во время полета на высоте — другим. Крылья не являются стационарной деталью, они оснащены подвижными механизмами, которые отвечают за изменение ряда параметров:
- угол расположения и кривизна по отношению к корпусу;
- площадь и длину.
Боковые части не привариваются к борту, а удерживаются при помощи лонжеронов, силовых балок и множества дополнительных элементов. Оно фиксируется на центроплане, который, в свою очередь, крепится мощными балками к фюзеляжу. Такая конструкция обусловлена не только тем, что самолету приходится преодолевать колоссальные нагрузки и выдерживать встречные потоки воздуха. Нередко именно в части крыльев располагаются двигатели и топливные запасы.
Таким образом, момент набора скорости — это и есть те первые мгновения, когда пассажир может наблюдать колебания из окна иллюминатора. Но стоит судну оторваться от земли, система стабилизируется, крылья приходят в равновесие за счет работы трансформирующих механизмов.
Амплитуда колебаний может зависеть от типа борта: на одних она огромна, а на других практически незаметна. Но пассажирам стоит доверять инженерам и конструкторам, а также персоналу, проверяющему лайнер перед вылетом. Они прилагают максимум усилий, чтобы полет прошел максимально комфортно.