Обычно скоростные рекорды сменяются один за другим, но последний — рекорд маглева — просуществовал с 2003 года (580 км/ч). Японский маглев побил рекорд скорости для железных дорог, продержавшийся 12 лет. Однако ничто не вечно, и последние испытания показали такой результат: состав от JR Central — главной ж/д компании Японии, достиг скорости 590 км/ч. Компания уверяет, что это не предел и уже на следующей неделе состав разгонят до 600 км/ч.
Маглев также называют магнитопланом или просто поездом на магнитной подушке.
Принцип его работы — сила электромагнитного поля, благодаря которой состав держится над железнодорожным полотном.
Трение исключается, и единственным тормозящим фактором остаётся аэродинамическое сопротивление. Благодаря этим условиям состав способен развивать скорость, сопоставимую с самолётом и другим воздушным транспортом.
Преимущества и удобство поездов на магнитной подушке:
- быстрота и экономия времени на поездках по городу;
- сравнительно низкий уровень расходования электроэнергии;
- трение практически отсутствует, благодаря чему расходы на обслуживание значительно снижаются;
- заметная шумоизоляция (к примеру, не слышно стука рельс из-за того, что состав буквально левитирует над ними);
- неоспоримый комфорт во время путешествия на таком современном виде транспорта.
Из недостатков можно выделить высокую цену строительства и затрат на эксплуатацию колеи для маглева, а также неизбежное электромагнитное загрязнение.
Реализация этих поездов активнее всего происходит в Китае, Германии, Японии и Южной Корее, у компаний-производителей большие планы по разработке и внедрению магнитопланов — пока что самого быстрого вида наземного транспорта.