Издание Natural Human behaviour опубликовало результаты социологического исследования ученых калифорнийского университета в Сан-Диего. Ученые выяснили, как смерть одного из друзей влияет на отношения остальных участников приятельского коллектива. Была прослежена и динамика изменений взаимоотношений коллектива в зависимости от времени, прошедшего после трагедии.
Влияние трагедии
Анализ статистики взаимоотношений и общения в социальной сети Facebook позволил учёным-социологам сделать заключение, что гибель одного из друзей как члена «дружеской структуры» провоцирует оставшихся в живых приятелей на более частое и близкое общение.
Изучение статистических данных 15000 групп позволило сделать следующие выводы:
- Сразу после гибели центрального участника активность общения между другими членами дружеского сообщества увеличивается примерно на 30%. Такой эффект наблюдается в течение первого месяца после трагедии.
- Через 2 года этот показатель составляет уже только 3%, то есть усиление общения между участниками группы практически сходит на нет; частота и характер взаимодействий достигает первоначального уровня — такого же как был до трагедии.
Такую динамику учёные объясняют тем, что первое время после гибели приятеля коллектив старается восполнить утрату при помощи увеличения контактов между оставшимися в живых друзьями.
В дальнейшем, когда потеря начинает восприниматься уже не так остро, необходимость в такой «заместительной терапии» постепенно отпадает.
В связи с этим активность общение падает.
Анализ статистических данных позволил учёным сделать и ряд других выводов, заслуживающих более детального изучения:
- наиболее высокий уровень социальной поддержки после гибели товарища был зарегистрирован в сообществах с возрастом участников, находящимся в промежутке от 18 до 24 лет;
- наиболее резко и наглядно менялись характер и активность общения друзей внутри группы, если гибель одного из членов их сообщества произошла в результате суицида.
Перспективы исследования
По мнению специалистов по изучению поведения людей в социальных сетях, выявленные тенденции нуждаются более в подробном изучении при помощи более длительного анализа характера и интенсивности общения. Какие-либо окончательные выводы, подтверждающие или опровергающие выявленные закономерности, можно будет сделать только после рассмотрения большого количества статистических данных.