Находясь на борту воздушного судна, многие пассажиры испытывают панический страх. Кто-то во время набора высоты или приземления, а кто-то — в полете, когда из окна иллюминатора виднеются раскачивающиеся по непонятным причинам крылья. Еще большую загадку для находящихся в салоне представляет тот факт, почему перед посадкой самолет нарезает круги в воздухе. У работников авиации есть на этот вопрос конкретные ответы.
Стандартные причины
В некоторых случаях пассажиры авиалайнеров замечают, что приземление осуществляется не сразу, а со второй или третьей попытки. Иногда борт может кружить в воздухе достаточно долго, что наводит панику на пассажиров. Считать это неполадкой не стоит. Крутые виражи, нарезаемые пилотами над взлетно-посадочными полосами, объясняются природными и погодными условиями.
Строительство любого аэропорта осуществляется с учетом множества факторов:
- характера местности (горы, водоемы);
- наличие населенных пунктов;
- розы ветров (преобладающая сила и направление воздушных масс).
Каждая полоса имеет строгую направленность — против ветра, что гарантирует максимальную безопасность при снижении и соприкосновении с землей. Но самолет может заходить с любой стороны, поэтому пилоту приходится выравнивать воздушное судно, чтобы успешно его посадить.
Одна из наиболее частых причин, по которой лайнер не сразу идет на полосу, — скопление некоторого количества самолетов над одним аэропортом. Чтобы не произошло столкновения, их стараются разбить на несколько эшелонов в соответствии с занимаемой высотой. Для каждой из этих групп разрешено движение в строго заданном направлении. Поэтому борт кружит, перестраиваясь в обозначенный эшелон. Нередко такая ситуация наблюдается в крупных воздушных гаванях, когда могут выстраиваться целые очереди из десятков судов, ожидающих разрешения диспетчера совершить посадку.
В некоторых случаях успешно приземлиться не позволяют и погодные условия. Сильный туман осложняет движение и затрудняет маневры, пилот просто не может с первого раза попасть на заданную полосу. Кроме того, помехой является ураганный ветер, проливной дождь или гололедица. Самолету подбирают другой аэродром с более благоприятными условиями для снижения.
Непредвиденные обстоятельства
На взлётно-посадочных полосах нередко могут возникать нештатные ситуации. С ними должны справляться диспетчеры. Именно поэтому они всегда на связи с пилотами и управляют лайнерами дистанционно как во время полета, так и по прибытии в воздушную гавань. Наиболее редкий случай — ошибка пилотирования и некорректный заход. Маневр придется повторить, чтобы борт оказался точно на отведенной для него полосе и не скатился мимо.
К непредвиденным факторам также относится встреча аварийного судна. Ни один пилот не может зайти в пространство аэропорта без полученного разрешения управляющего диспетчера. Если в этот момент ожидается прибытие самолета, который терпит бедствие, либо у которого экстренно заканчивается топливо, то для него будет открыта посадочная полоса в первую очередь. Все остальные лайнеры будут кружить в воздухе до окончания нештатной ситуации.
Поломка во время полета вынуждает пилота совершать экстренную посадку, что сделать непросто. В число наиболее распространенных технических неисправностей входят:
- поломка шасси;
- сбои в системе управления;
- отказ двигателя;
- ошибка приборов;
- попадание птиц в двигатель.
Такие ситуации являются аварийными, для борта открывается несколько полос, так как посадка может быть затруднена.
Среди пассажиров распространено мнение по поводу того, что нарезание кругов в воздухе — это необходимые движения для того, чтобы самолет смог сжечь оставшееся у него топливо. Такое утверждение, скорее, миф, чем правда. Вылетающий из аэропорта борт заправляется строго из расчета на запланированный рейс с запасом на 45 минут дополнительного маневрирования.
Если полет происходит нормально, без нештатных ситуаций, то по прибытии к месту назначения должно остаться столько топлива, чтобы успешно сесть. Необходимости кружить в небе, чтобы выработать остатки, в большинстве случаев не возникает.
Любые действия пилота следует воспринимать спокойно и без паники. Важно понимать, что это специалист высокого класса, который каждый свой шаг согласовывает с диспетчером и делает все возможное, чтобы обеспечить максимальную безопасность пассажиров.