Самые загадочные древние обсерватории

Величественность ночного неба с миллиардами недоступных звезд всегда вызывала у людей особый интерес. Даже много тысячелетий назад лучшие умы человечества находили способы для наблюдения за этими небесными телами, осознавая свою ничтожность перед их размерами, поэтому астрономы ощущают невероятную радость, когда обнаруживают на территории современных государств древние обсерватории.

Древние обсерватории

Зарождение астрономии

С глубокой древности людей привлекала таинственная картина звездного неба, ведь им было важно осмыслить свое положение во Вселенной, а также понять, как она устроена. И даже несмотря на развитие передовых технологий, появление мощнейших телескопов и прочего астрономического оборудования, постичь все секреты космоса по-прежнему нереально. Однако основные познания были о нем были известны людям еще до нашей эры, т. к. ряд небесных явлений характеризуется способностью повторяться несчетное количество раз. В их числе:

• Суточный путь Солнца.
  • Последовательность восхода и захода созвездий.
  • Фазы спутника Земли.
  • Временные изменения.

История обсерваторий

Несмотря на невероятное расстояние между небесными телами и Землей, они тесно взаимосвязаны и играют важную роль в существовании живых организмов. Некоторые деревья «знают», когда им начинать процесс распускания почек, а птицы находят путь в теплые края, ориентируясь по Солнцу. Такие примеры всегда вызывали у человечества невероятный интерес, поэтому еще в далеком прошлом люди стали интересоваться практическим применением астрономического ориентирования.

Первобытным рыболовам и охотникам нужно было разбираться в циклическом поведении животных, скотоводам приходилось преодолевать большие расстояния, перегоняя свои стада на новые пастбища, а земледельцы вообще не представляли свою жизнь без знания сезонных изменений, т. к. посев и жатва невозможна без календаря.

Именно из-за практических потребностей, заключающихся в ориентировании в пространстве и времени, люди стали усиленно изучать природу небесных явлений. Это привело к появлению первых доисторических обсерваторий, многие из которых сохранились до сегодняшнего дня.

Обсерватория «Эль-Караколь»

Одним из наиболее необычных строений является обсерватория «Эль-Караколь», расположенная на территории Мексики. Ее соорудили примерно в 900-х годах, когда легендарная цивилизация майя находилась на пике своего развития. Основная задача сооружения заключалась в наблюдении за перемещением Венеры, которая для народности майя считалась важным священным объектом.

Японскими учеными найден кислород на Луне

Представители народности даже называли ее «планетой войны» или сестрой божества Кукулькана. Современные ученые утверждают, что майя с идеальной точностью определили время полного цикла планеты — 584 дня. Теорию подтвердили отметки, обнаруженные в обсерватории «Эль-Караколь». Местному населению было известно происхождение 20 из 29 ключевых для западного полушария небесных явлений.

Постройку нашли в культурном центре индейцев майя и тольтеков, который находится на территории современной Мексики, а ее название переводится с испанского, как улитка. Оно объясняется сходствами внутренней винтовой лестницы с раковиной моллюска. Здание обладает высокой башней и крошечными окошками, направленными на конкретные объекты звездного неба. Возможно, что асимметрия в расположении окон связана с изначальным проектом, который был задуман представителями древней цивилизации. В настоящее время постройка является самым крупным доисторическим комплексом, найденным на полуострове Юкатан.

Обсерватория отлично сохранилась до сегодняшних дней, продемонстрировав высочайший уровень развития майя. Ученые предполагают, что в этом сооружении был составлен известный календарь «Конца света» с датой окончания в 2012 году. «Эль-Караколь» выполняла массу функций для местных жителей:

• Наблюдение за звездным небом.
  • Проведение сложных астрономических вычислений.
  • Предсказывание солнечных затмений, равноденствия.
  • Определение фаз Луны.

Под воздействием эрозии и других естественных процессов, верхняя часть здания была разрушена, поэтому она стала похожа на постройку с куполом. Но начальный проект подразумевал именно цилиндрическое сооружение.

«Макотржаский квадрат»

Макотржаский квадрат

Следующим доисторическим объектом, сооруженным для наблюдений за небесными телами, является «Макотржаский квадрат», расположенный на территории европейского континента. Его обнаружили в Чехословакии в 1961 году. Археологи придерживаются мнения, что возраст обсерватории — 5,5 тысяч лет. Древние астрономы задействовали при проведении вычислений фиксированную мерную единицу, которая через много тысячелетий стала называться мегалитическим ярдом. В сооружении проводились сложные расчеты, создавались календари, а также определялись закономерности в движении небесных тел.

Носимый сканер терагерцового излучения разработан учеными из Японии

Современные ученные задействовали магнитометр, чтобы определить приблизительный возраст постройки. В результате долгих исследований им удалось определить, что она датировалась концом каменного века и изначально обладала квадратной формой. По обеим сторонам обсерватории находились ворота, а линии, соединяющие выход в восточной стороне были по 302 метра в длину. Такой показатель сопоставим с числом в 365 мегалитических ярдов, что является прямым намеком на продолжительность земного года.

В «Макотражском квадрате» была обнаружена еще одна любопытная деталь: если провести линию через центральные части ворот, она будет направлена в сторону того места, где около 6000 лет назад была обнаружена ярчайшая звезда в созвездии Ориона — Бетельгейзе.

Собрав множество фактов, археологи сделали вывод, что обсерватория была возведена не рядовыми строителями, а профессиональными учеными, хорошо разбирающимися в геометрии и астрономии. Но «квадрат» по-прежнему скрывает от людей массу секретов, которые ставят современную науку в неловкое положение.

Гозекский круг

Загадочный Макотржаский квадрат

Существует еще одна обсерватория, которую случайно нашли в 1991 году в Германии. Она получила название «Гозекский круг» и была обнаружена интересным образом. Представители земельного управления проводили плановый осмотр пшеничных полей на самолете. Пролетая над местностью, они заметили на земле странные круглые знаки и сразу сообщили об этом местным ученым. Но только через 9 лет археологи приступили к раскопкам находки.

Специалисты решили, что это один из наиболее уникальных объектов, когда-либо найденных на земле. Задача конструкции заключалась в определении летнего и зимнего солнцестояния.

Постройка состоит из нескольких круговых рвов с гигантскими размерами, оборудованных тремя воротами по периметру. В определенный промежуток времени сквозь них проходили солнечные лучи, поэтому в самый короткий день свет оказывался прямо в центре маленьких ворот. Древний комплекс был сооружен еще в каменном веке и выполнял роль святилища: в нем проводились магические ритуалы.

Ученые Японии в сентябре протестируют космический миниатюрный лифт

И хоть обсерваторию соорудили местные земледельцы, они были очень эрудированными и хорошо разбирались в следующих науках:

Гозекский круг

1. Математика.
  2. Астрономия.
  3. Геометрия.

В начальном виде обсерватория включала в себя 4 круга, один курган, несколько рвов и ворот, размещенных в разных направлениях. Чтобы проводить наблюдение за небесным светилом, древние астрономы использовали только 2 воротных конструкции. Какую роль выполняла третья — по-прежнему неизвестно. Во время раскопок поблизости были обнаружены фрагменты керамики, чей возраст достигал 7 тыс. лет.

Археологи были удивлены найденными останками зверей и обезглавленных человеческих скелетов. Возможно, в сооружении проводились кровавые жертвоприношения. Какие-либо упоминания о стихийных бедствиях, катастрофах или войнах отсутствуют, поэтому сложно объяснить, почему обсерватория была оставлена. Через какое-то время археологи нашли возле Гозека странный диск, демонстрирующий представление древних астрономов о космосе.

Великий Стоунхендж

Стоунхенджу присвоено звание одного из первых памятников древней науки. Для чего предназначался объект, состоящий из 30 обтесанных камней, вкопанных глубоко в землю и формирующих странную кольцевую колоннаду?

Внутри сооружения вокруг центрального камня находилось 5 трилитов в форме узких ворот. Постройка окружена по периметру тремя концентрическими кольцами лунок с мелом, а в северо-восточной стороне находится так называемая «аллея», обозначенная валами, которая заканчивается 35-тонным и шестиметровым каменным столбом.

Средневековые ученые придерживались теории, что Стоунхендж является сооружением короля кельтского племени в память о битве с саксами. Также существовали предания, что таинственный объект был возведен главным чародеем бриттов Мерлином.

Во время посещения Стоунхенджа Король Яков 1 был удивлен громадными размерами обтесанных камней, поэтому попросил лучшего архитектора составить план постройки и найти доказательства, кем и когда она была построена. В результате долгих исследований ученый выдвинул мнение, что друиды не смогли бы возвести сооружение.

Уже в середине XVII века состоялась первая научная экспедиция в Стоунхендж, руководителем которой стал историк и археолог Джон Обри. Он заявил, что в начальной форме Стоунхендж был более крупным, а во время раскопок земли ученый обнаружил наличие странных ям, полностью заполненных дробленым мелом. Углубления находятся на одинаковом удалении друг от друга, а их количество составляет 56 единиц. Вскоре ямам дали название «лунки Обри», и они стали важнейшим доказательством истинных функций Стоунхенджа.

Психологи по «отпечатку мозга» уже научились идентифицировать личность

Тайна загадочных обсерватории

Ученые 21 века придерживаются позиции, что возраст Стоунхенджа составляет 3−4 тысячи лет и его построили примерно на 1 тыс. лет позже пирамид Египта. При этом заложение основ великой обсерватории состоялось в конце каменного века. В те времена был выкопан первый кольцевой ров, который обозначался деревянными столбами и вертикальными камнями. Под воздействием разных естественных процессов они не были разрушены.

«Звездные» пирамиды Эквадора

Самые древние обсерватории

Удивительные древние обсерватории были найдены и в Южной Америке, на территории Эквадора. На расстоянии 40 км от города Кито — столицы государства, находится комплекс из 15 усеченных пирамид с разной высотой и размерами. Их возраст варьируется от 2 до 3 тысяч лет, а назначение носит неоднозначный характер.

Обширные площадки могли использоваться для магических обрядов и жертвоприношений, а пологие пандусы, соединенные с верхними площадками 9-ти пирамид, играют важный астрономический смысл. Во-первых, все они подходят с северо-восточной стороны, что позволяло следить за восходом звезды, размещенной на конце хвоста Большой Медведицы. Чем же был интересен этот небесный объект для древних индейцев, что они были готовы сооружать гигантские пирамиды? Согласно историческим фактам, восход совпадал с наступлением сезона дождей, что считалось для местного населения большим праздником.

Сложно объяснить, как жители древних цивилизаций могли возводить такие удивительные и громадные обсерватории. Однако их страсть к познанию космоса и Вселенной вполне оправдана, поэтому неудивительно, почему они готовы были тратить массу сил и времени на сооружение очередного объекта для наблюдений за звездным небом.