Всё интересное о космосе: как изучают Солнце

Всегда интересно прочитать в новостях о новых открытиях в области исследований космоса, планет и звезд. Многих интересуют внеземной разум, новые цивилизации и контакты с инопланетянами. Некоторые вопросы остаются нераскрытыми, например, как изучают Солнце.

Исследования в космической области

Долгие годы ученые исследуют самую загадочную звезду. Как же возможно заниматься этим вопросом с огромного расстояния в 149 млн километров? Вести наблюдение за таким объектом чрезвычайно трудно не только из-за значительного расстояния, но и из-за угрозы для зрения: нельзя длительное время фокусировать взгляд на солнце, так можно получить серьёзный ожог сетчатки глаза. Для проведения наблюдений и опытов необходимо специальное оборудование с функцией затемнения, ведь обычных очков здесь явно будет недостаточно.

Древнее светило

Как изучают Солнце

Еще в древности люди поклонялись огромному жаркому божеству, от милости которого зависели урожай, поголовье скота, здоровье членов поселения. Сложно переоценить значимость тепла и света, которое дарит нам солнце испокон веков.

У некоторых народов отношение к светилу было настолько трепетным, что регулярные жертвы, в том числе и человеческие, были нормой. Затмение же у всех считалось плохим знамением и указанием на какой-либо серьезный проступок солнечной паствы. Жрецы наблюдали за всеми явлениями, связанными с изменениями в поведении звезды в зависимости от времени года, за цикличностью затмений и умело пользовались добытой информацией, преследуя свои цели.

В те времена еще не было необходимого оборудования, и Солнце оставалось для всех загадочным золотым диском, от которого зависит всё живое.

Начало космической эры

В прошлом веке ученые наконец немного продвинулись в своих изысканиях. Были запущены первые спутники (1959-1968). В те годы СССР получил мировую известность и первые сведения о солнечных ветрах и магнитном поле. Новые сведения были получены от спутников, запущенных в сторону Меркурия.

Кометы: что это такое, история появления и интересные научные факты

В 1973м году к исследованиям присоединились американские коллеги. Свои сведения они брали из материалов, собранных спутником Аполлон, а программу по анализу изменения процессов на солнце они назвали SkyLab. Японцы активнее всех ведут работы в этом направлении. Они создали несколько масштабных проектов:

• Yohkoh – изучал вспышки на поверхности Солнца до 2001 года.
  • SOHO – мощнейшая лаборатория, которая занималась исследованиями процессов, происходящих со звездой, с 1995 по 2010г.
  • STEREO – ультрасовременный спутник, который в настоящий момент собирает новые показатели.
  • SDO – организация с несколькими крупными обсерваториями, лабораторными центрами и тысячей учёных в штате.

Исследования современности

Сегодня, благодаря новейшему оборудованию, круг возможностей для исследователей стал намного шире. Аппараты, способные вести работы в открытом космосе, делают необходимые снимки, фиксируют рентгеновские лучи, испускаемые Солнцем и регистрируют множество процессов, протекающих на поверхности звезды. Учёные узнали, из чего состоит Солнце:

Изучение Солнечной системы

Из чего состоит Солнце

• Корона. Так назвали оболочку звезды с внешней стороны. По причине низкого уровня плотности этот слой возможно рассмотреть только во время затмения. По этой же причине в ней образуются гигантские прорехи, из которых на Землю устремляется ветер Солнца. Этот мощнейший поток является причиной северного сияния и магнитных бурь. Скорость таких ветров составляет 300-1300км/ч.
  • Хромосфера. Этот слой состоит полностью из газов. В некоторых местах его толщина достигает шестнадцать тысяч километров. Здесь происходит термоконвекция газов, они, словно расплавленный парафин в лавовом светильнике, перемещаются от нижнего слоя к верхнему. Именно они со своим постоянным движением и немыслимой температурой приводят к образованию дыр в короне и формированию потоков солнечного ветра.
  • Фотосфера. Здесь властвуют страшные огненные бури, диаметр которых может доходить до тысячи километров. Плотный слой имеет толщину в 1500 км. Трудно поверить, но температура здесь достигает 6000С. Такая высокая температура достигается путём поглощения энергии из нижних слоёв и переработки её в тепло. По своей структуре слой гранулированный, и любое его нарушение отображается для учёных пятнами на Солнце.
  • Конвективный слой имеет толщину до 200 тысяч километров. Именно здесь газы обмениваются энергией с радиацией, нагреваются и поднимаются в фотосферу, там они охлаждаются и отправляются вниз за новой порцией энергии и тепла.
  • Радиационный слой. Толщина более пятисот тысяч километров и невероятно высокая плотность позволяют гамма-лучам бомбардировать вещество и преобразовываться в менее смертоносные рентгеновские и ультрафиолетовые лучи.
  • Солнечный котел. Тут в постоянной активности термоядерная реакция. При высокой температуре водород преобразуется в гелий. Даже древние титаны не вынесли бы давления, которое влияет на всё здесь – триллион килограммов на кубический сантиметр. Объём обращенного водорода составляет около 4,5 млн тонн.
Японский стартап, обещающий построить лунную базу в 2030-2040 годах

Движение Солнца

Как двигается Солнце

Ранее учёные ошибочно полагали, что движение планет в нашей галактике происходит вокруг Солнца. Создание и использование современных мощных приборов помогли опровергнуть эту теорию.

Сейчас доподлинно известно, что движение галактики происходит вокруг её центра, также удалось найти на звёздном небе и тот самый центр млечного пути. Он находится недалеко от созвездия Стрельца и надёжно скрыт мутными облаками пыли и газа. Если их можно было убрать каким-либо способом, то в ночном небе зияло бы огромное пятно без чётких границ, а свет от него был бы ярче, чем от Луны.

Млечный путь

В наше время гигантская звезда находится в довольно спокойной космической зоне Млечного пути, примерно посередине спиралевидных рукавов Персея, Стрельца и Ориона. Все они различимы невооружённым глазом на небе в ночное время в виде туманных полос. Внешний рукав Карина, находящийся дальше, виден лишь в сверхмощный телескоп при определённых погодных условиях.

Движение Солнца

На том участке, который занимает Солнце, влияние других звезд значительно ослаблено. По предположениям учёных, если бы звезда находилась в самом рукаве, жизнь на нашей планете, скорее всего, не зародилась бы никогда.

Движение звезды происходит не по прямой линии, как предполагалось ранее, а вихреобразно, то приближаясь, то вновь удаляясь от рукавов на безопасное расстояние. Вместе с соседками Солнце облетает круг галактического диска за 220 мл лет.

Конечно, по-прежнему, вся работа ведется только дистанционно, так как еще не созданы приборы, способные находиться на самом Солнце, но и это огромный прорыв в исследовании космического тела для всего человечества.

Отзывы и мнения

В исследованиях Солнца ещё очень много пробелов. До сих пор существуют только предположения о возрасте звезды, о продолжительности её жизненного цикла и поведении. При таком развитии техники в современности странно, что космическое приборостроение развивается черепашьим шагом. Я думаю, что необходимо вкладывать мировую валюту именно в такое русло, а не в вооружение.

Игорь.

Не верится, что такие сложные процессы, какие, например, происходят внутри Солнца, запустились сами собой. Планеты вращаются по четко заданным траекториям, рождаются и гаснут звезды, появляются чёрные дыры. Мне кажется, что всё – это результат чьей-то кропотливой работы, которую мы должны ценить, ибо от этого зависит наша жизнь.

Евгения

Развитие в сфере изучения космоса движется с огромной скоростью. Даже смешно подумать, что раньше человечество всерьёз верило в плоскую форму Земли, расположенную на черепахе. Значение исследования Солнца невозможно переоценить, так как от его активности и развития всяческих процессов на его поверхности зависит существование всей нашей цивилизации, всего живого на планете.

Артур.