Общее понятие схемы тела ребенка: этапы развития

Общее понятие схемы тела ребенка: этапы развития

Каждая личность, независимо от возраста, индивидуально воспринимает своё телесное бытие. Речь идет о внутреннем представлении человеком границ собственного тела. Формирование схемы позволяет представить человеку собственное тело в пространстве и положение отдельных частей относительно друг друга. Именно это заложено в понятие «схема тела». Актуальную информацию можно прочитать на странице https://emberint.ru/articles/shema_tela_y_detey/ , где также представлены обзоры формирования схемы тела и актуальность помощи родителей.

Научные способы восприятия субъектом собственного тела

В научных работах отечественных исследователей формирование образа тела происходило посредством нескольких критериев. Одним из них является проблема психологии и общения. Также учеными выделяется развитие эмоциональной регуляции и анализ возникновения произвольных движений. Соответствующие работы представлены следующими авторами: Бодалев, 1982, Запорожец, 1986, Бар­ышевская, 2003. Замечательная работа была проделана американским психологом K. Thompson, который выделил 16 определений образа тела.

Схема тела позволяет ребенку выделить себя в окружающем мире. На основании самосознания, тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия ребёнок понимает, что тело — это его внутреннее пространство. Формирование образа тела позволяет человеку эффективно управлять своими конечностями, удерживать равновесие, демонстрировать различные навыки. Каждый вид спорта, а также игры и другие занятия способствуют глубже познать возможности своего тела. При этом схема формируется несколько позже, когда человек начинает понимать свои движения и оценивать их качество, например, «я неуклюжий».

Как происходит формирование образа тела: основные этапы

Существует несколько этапов формирования схемы тела. Этот процесс начинается с момента появления человека на свет. Приблизительно с полугодовалого возраста у ребенка с различными предметами возникают манипулятивные виды деятельности. В течение следующего полугодия ребёнок начинает воспринимать целевое назначение предметов.

К полуторагодовалому возрасту у детей развиваются предметно-опосредствованные действия. Ребёнок уже может пользоваться столовым приборам и выполнять другие, несложные действия. Рассмотренные этапы выделены С. Л. Новоселовой в 1978 году. Постепенно у ребенка формируется сенсорное развитие, появляются первые формы мышления. С каждым последующим годом происходит расширение навыков, активное развитие полушарий мозга. Развиваются пространственные границы, а также сенсорные системы, в частности вестибулярная, тактильная и проприоцептивная. Последние оказывают огромное значение на формировании схемы тела.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.