Происхождение и тайны инверсионных следов от самолётов

Плотные белые полосы на небе, которые можно наблюдать в ясную погоду, породили немало спекуляций на тему происхождения этого явления со стороны средств массовой информации, исследующих паранормальные феномены и конспирологические теории. Секретные ракеты, инопланетные вторжения, действия теневого мирового правительства — таков неполный перечень «тайн» инверсионных следов самолётов.

Тайна инверсионного следа самолета

Физическая природа явления

Что такое инверсионный след самолета

Облакоподобные потоки можно наблюдать в небе за реактивными самолётами на большой высоте. Такие полосы называют инверсионными. Они не являются выхлопами двигателей и по своей сути представляют собой один из типов перистых облаков. Явление известно с тех пор, как самолёты достигли слоёв атмосферы с низкой температурой воздуха. Уже во время Второй мировой войны конденсационные следы были серьёзной угрозой для скрытности бомбардировщиков.

Технический прогресс в эффективности двигателей шёл в направлении развития реактивной тяги, более полного сжигания топлива и, как следствие, большого количества соединений водорода и кислорода в результате реакции. Лучшие самолёты имели пониженную температуру выхлопных газов, что также способствовало возникновению явления.

На больших высотах (от 8 тыс. метров), там, где летают реактивные самолёты, воздух очень холодный (-40 °C и ниже), поэтому водяной пар легко конденсируется на частицах сажи в выхлопах двигателей, превращаясь в капельки влаги, а затем мгновенно охлаждается до кристаллизации в частички льда. В результате за двигателем образуется белый след из замороженного тумана. В зависимости от атмосферной влажности он или исчезает довольно быстро, или остаётся на месте несколько часов, перерастая в структуру, напоминающую обычные перистые облака.

Новые многоцелевые фрегаты, которые получит Япония

В большинстве случаев инициатор явления — водяной пар в выхлопных газах, но конденсация может происходить и самостоятельно в зонах с пониженным давлением вокруг самолёта. Такую природу имеет заметная иногда лёгкая дымка, срывающаяся с кончиков крыльев при полётах на большой высоте. Некоторые факты о конверсионных следах:

  • лёд в них образуется из влаги окружающего воздуха;
  • если воздух недостаточно влажный, они исчезают через несколько минут;
  • самые стойкие из них могут сохраняться более 17 часов, но такое наблюдается крайне редко.

Химтрейлы и теории заговора

С 1995 года объём воздушных перелётов показывал неуклонный рост в среднем на 5% в год и к настоящему времени вырос почти в три раза. Это прямым образом сказалось на количестве наблюдаемых конденсационных полос в небе. Первые мистификации появились уже в конце 1990-х годов. Они объясняли так называемые химтрейлы таинственными распылениями токсичных аэрозолей, производимыми неопределёнными организациями. Цели таких опрыскиваний объяснялись неясно, но в основном сводились к следующему:

  • модификации погоды;
  • изменения климата;
  • отравление населения;
  • получение полного контроля над людьми.

Инверсионный след самолета  и климат

Более поздние публикации в жёлтой прессе сосредоточились на идее о том, что наблюдаемые явления — результат особой формы борьбы с глобальным потеплением. В некоторых регионах мира дело дошло до массовых продаж спекулянтами кустарной литературы, видеокассет и сомнительных медицинских изделий, предназначенных для защиты от предполагаемого вреда. Идея химтрейлов — живучая городская легенда без материальных доказательств, постоянно подпитываемая слухами и мистификациями.

Почему перед посадкой самолет нарезает круги в воздухе

Влияние на климат

Почему самолет оставляет след в небе

Хоть версии об облаках из химических и биологических агентов, оставляемых самолётами, — миф, сами по себе инверсионные следы могут навредить, способствуя глобальному потеплению. Ледяные облака вызывают парниковый эффект, действуя в качестве изолирующего покрывала для влаги и отражателя инфракрасного излучения на земную поверхность.

Точно оценить роль эффекта в изменениях климата сложно. Суммарное воздействие на энергетический баланс Земли можно привязать к уменьшению количества энергии, отражённой в космос, приблизительно составляющей 37,5 мВт/ м². Такое значение заслуживает внимания, но оно незаметно на фоне деятельности человека, оцениваемой в 2290 мВт/ м².

Воздушное движение становится всё более интенсивным и будет расти на 3—5% ежегодно в ближайшем будущем. Если темпы роста авиаперевозок сохранятся, то к 2050 году можно ожидать утроение трафика. В таком случае инверсионные следы могут стать более важным фактором, влияющим на изменение климата.

Существуют зоны с определёнными погодными условиями, способствующими образованию инверсионных следов и превращению выбросов оксидов азота в озон. Такие участки называют климатически чувствительными. Организации, занимающиеся исследованиями в области экологического воздействия авиации, посвящают немало времени идентификации проблемных климатических зон и составлению оптимизированных карт для диспетчерских служб и авиакомпаний.

Избегание воздушными судами климатически чувствительных участков — наиболее перспективный подход к снижению воздействия конденсационных следов на климат. Последние исследования показывают, что за счёт оптимизации маршрутов авиации дальнего действия экологические последствия можно снизить на 30% при увеличении стоимости всего лишь на 5%.

Дальнейшее изучение действия инверсионных следов на изменение климата может оказать существенное влияние на будущее авиации. Вполне возможно, появятся правовые механизмы, регулирующие плотность полётов над определёнными территориями, и даже сокращение лётной деятельности в некоторых зонах. Не исключено, что будут приняты другие решения, способные смягчить проблему.

Трос для космического мусора провалил испытания, проведенные японцами

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.