Особенности распада радиоактивных атомов

Радиоактивностью в физике называют самопроизвольный распад неустойчивых атомных ядер, сопровождающийся выбросом α-частиц, β-частиц, γ-лучей, протонов и прочих фрагментов нуклеарного деления. Изменение массы, заряда и внутренней структуры ядер радиоактивных атомов (радионуклидов) приводит к образованию новых элементов и уменьшается экспоненциально по мере течения времени.

Особенности распада радиоактивных атомов

Немного истории и терминологии

Французский физик Беккерель

Французский физик Беккерель в 1896 году исследовал возможность взаимосвязи явления люминесценции и открытых недавно рентгеновских лучей. При этом выяснилось, что вещества, в состав которых входил тяжёлый металл уран, испускали невидимое для человеческого глаза излучение. Оно вызывало потемнение фотографических светочувствительных пластин и беспрепятственно проникало через дерево и бумагу.

Другие знаменитые французские исследователи, супруги Кюри, обнаружили способность создавать аналогичные лучи у элементов тория и полония и назвали это естественной радиоактивностью. В 1898 году им удалось выделить из урановой смолки новый элемент — радий, значительно превзошедший уран и оказывавший сильное действие на человеческий организм в виде ионизирующего излучения. Энергия его частиц была настолько велика, что в тканях и веществах создавались разноимённые ионы.

Ядерной реакцией называются комплексы последовательных превращений, происходящих в атомном ядре под воздействием ускоренных элементарных частиц (нуклонов) и других ядер. Потоки, сопровождающие радиоактивный распад, называются ядерными или ионизирующими. Но рентгеновские и ультрафиолетовые частицы тоже ионизируют окружающую среду, поэтому грамотнее использовать термин «ядерное излучение».

Радионуклиды — активные изотопы, их характеризует постоянный период полураспада: от миллисекунд до нескольких миллиардов лет.

Значение радиоактивности измеряют в Беккерелях, иногда ещё применяют единицу Кюри, а содержание показателя в веществе оценивают по отношению к весу или объёму. Критерием ионизационного воздействия радиоактивного излучения на объект является экспозиционная доза, которая измеряется в Рентгенах.

Динамика процесса распада

Периодическая таблица Д. И. Менделеева насчитывает свыше ста химических элементов, и многие совмещают стабильные и радиоактивные формы — изотопы. Сегодня изучено порядка 2 тыс. радионуклидов с одинаковыми атомными номерами, но различными массовыми числами, а около 300 из них — стабильные. Стабильные изотопы существуют неопределённо долго, нестабильные со временем претерпевают изменения.

На масштабную охоту во имя науки отправятся японские китобои

При распаде радионуклида расщеплению подвергается ядро, которое находится в центре и представляет собой объединение нуклонов (протонов и нейтронов), окутанное густым электронным облаком.

Протоны обладают положительным зарядом и сообщают его атомному ядру, а нейтроны заряда не имеют. Отрицательно заряженные электроны вокруг ядра движутся вращательно по орбите, где их удерживает сила притяжения его положительного заряда.

Положительно заряженные протоны

Одноимённо заряженные протоны отталкиваются и пытаются удалиться друг от друга. Если атом обладает невысокой массой и всего несколькими протонами, у него достаточно сил для поддержания стабильного состояния. Но крупные ядра, например, урана-238 с 92 протонами, не могут длительное время сохранять равновесие и проявляют свойство радиоактивности.

Когда неустойчивое ядро исторгает в пространство частицу, возникает новое — дочернее. Оно может уже оказаться стабильным, и распад на этом завершится. Но если протонов много, то выбросы продолжаются до образования стабильного ядра. Такая реакция носит имя цепочки распадов, а последовательность полученных изотопов называется радиоактивным рядом.

Типы возникающих частиц

Соли урана при экспериментах Резерфорда в 1899 году испускали лучи трёх видов, по-разному реагировавших на действие магнитного поля. Они получили наименования альфа, бета и гамма, применяющиеся до сих пор:

Типы возникающих частиц при распаде атомов

1. Лучи, которые вели себя как потоки частиц положительного заряда, обозначили α (альфа). Самопроизвольный альфа-распад начинается у тяжёлых атомов с массовым числом более 140. В результате элементы смещаются в начало таблицы Менделеева на 2 клетки, а массы образовавшихся ядер снижаются на 4 единицы. Альфа-частицы не проникают через слой бумаги и человеческую кожу, но их большая доза вызывает ожог, а вдыхание или проглатывание излучателей приводит к радиационным поражениям органов.
  2. Лучи, проявившие свойства потока частиц с отрицательным зарядом, назвали β (бета). По окончании β-распада химический элемент отодвигается к концу таблицы Менделеева на 1 клетку, а его атомная масса не изменяется. Бета-частицы — это отделившиеся от расщеплённого ядра электроны, оставившие после себя протоны. Будучи во много раз меньше, чем α-частицы, они обладают значительно большими способностями проникновения: свободно проходят через многочисленные бумажные слои, но поглощаются древесиной. Глубокие структуры эпидермиса тоже задерживают β-частицы, легко преодолевшие его поверхностные слои. Это служит причиной тяжёлых ожогов, обширных поражений тканей и органов.
  3. Лучи, которые не реагировали на магнитное поле, назвали γ (гамма). Они возникали, когда возбуждённое изомерное состояние ядра атома начинало распадаться до основного, поэтому процесс испускания γ-квантов обозначили термином «изомерный переход». Гамма-излучение подобно рентгеновскому и представляет собой потоки квантов огромной энергии, имеющих одинаковую с видимым светом электромагнитную природу. Обладая исключительной проникающей способностью, оно преодолевает бумажные и деревянные преграды и поглощается только каменной кладкой или свинцовыми пластинами. Человеческое тело γ-лучи проходят беспрепятственно, вызывая лучевые повреждения на клеточном уровне.
Что представляет собой новая ракета Южной Кореи Tank Sniper

При дальнейших исследованиях были выявлены и другие частицы, сопровождающие атомный распад. Кластерную радиоактивность, спонтанное деление, выбросы нейтронов, позитронов и протонов сегодня рассматривают как промежуточные процессы альфа-распада и изучают возможности практического применения.

Радиоактивные природные излучатели

Следы естественных радионуклидов самостоятельно обнаруживаются в различных объектах флоры и фауны, и около семидесяти из них составляют тяжёлые металлы: хром, железо, марганец. Радиоактивными являются изотопы всех элементов с атомной массой свыше 82, не встречающихся в стабильном состоянии. Измерение естественной радиоактивности помогает изучать свойства и микроструктуру различных веществ, служит мощным инструментом исследований жизни на земле и в глубинах мирового океана. Естественные радионуклиды можно разделить на три условные группы:

Радиоактивные природные излучатели

1. Первая объединяет природные радиоактивные изотопы семейства актиноидов, уранового и радиевого рядов. Их характеризует последовательность превращений и твёрдый или газообразный вид промежуточных продуктов распада.
  2. Во вторую входят химические элементы, связанные генетически, но не образующие семейств. Это радионуклиды калия, кальция, рубидия, циркония, лантана, самария, лютеция. Именно первый из них и обуславливает максимальные значения природного радиоактивного фона.
  3. К третьей группе относят космогенные радионуклиды, которые под воздействием космических лучей образуются в земной атмосфере, с дождями и снегом попадают на почву и вступают в реакции с минералами земной коры. Сюда входят изотопы трития, бериллия и углерода.

Природные излучатели пребывают в рассеянном состоянии, срок жизни их велик, а период полураспада составляет от 108 до 1016 лет. Солнце — естественный источник рентгеновского излучения, но слои земной атмосферы обеспечивают от него надёжную защиту. Интересно, что человек тоже немного радиоактивен — в тканях тела содержатся природные радионуклиды калия и рубидия, а способов избавления от них пока нет.

Хуже то, что около 80% времени жизни людей протекает в помещениях из материалов, имеющих естественный радиационный фон.

Управляемое расщепление атома

Превращения в цепочках химических элементов и возникновение искусственных радионуклидов стало возможным при создании мощных источников энергии, соизмеримых с силами внутриядерных связей. Бомбардировка высокоскоростными частицами, образовавшимися при радиоактивном излучении, уже в 1919 г. британскому физику Резерфорду позволила впервые расщепить ядро атома азота.

Этот тест пройдут только самые умные!

Эффективность α-частиц полония в этом эксперименте доказала миру, что искусственные ядерные реакции возможны путём выбивания протонов из состава ядра: пропускание α-лучей через облако газообразного азота приводило к образованию атомов изотопа кислорода и протонов водорода.

Сегодня расщепление атомов происходит двумя видами частиц:

• нейтральными, полученными посредством ядерных реакторов;
  • заряженными, разогнанными в специальных ускорителях.

Всем ядерным реакциям сопутствует излучение элементарных субатомных частиц, а продукты распада проявляют радиоактивность. К таким выводам пришли в 1934 году французские учёные Ирен и Фредерик Жолио-Кюри, когда получили искусственные радиоактивные изотопы ряда элементов, в природных условиях до этого обладавших стабильностью.

Для первых экспериментов использовали алюминий, магний и бор. Под действием α-частиц из атома алюминия выбивались нейтроны, это приводило к образованию радиоактивного изотопа фосфора. А он, в свою очередь, излучал позитроны и превращался в кремний. Новый распад, которого не бывает у естественных изотопов, был назван позитронным. Дальнейшие исследования показали, что искусственные радионуклиды получаются бомбардировкой не только альфа, но и другими частицами.

Бета-излучения при распаде атомов

Сегодня один и тот же изотоп получается несколькими способами, что позволяет наносить «метки» на атомы практически всех элементов периодической системы.

Меченые атомы получили распространение в различных научных и практических областях медицины, химии, физики, биологии. При промышленном получении искусственных радионуклидов применяют бомбардировку ускоренными ядерными частицами или разделение смеси изотопов, что позволяет создать обогащённую и обеднённую фракции. Добыча продуктов разложения естественных радионуклидов менее распространена и стоит дороже.

Личный транспорт размером с планшет изобрели японцы

Универсальное лекарство или яд

Новым излучением, вызывающим ожоги, на заре открытия радиоактивности попытались оперативно лечить опухоли. Нетрадиционная медицина пошла дальше и объявила радиоактивные вещества панацеей. Обнаруженные в горячих источниках, они якобы придавали воде лечебные свойства, обещая умственное и физическое здоровье. В начале XX века появились коммерческие продукты с радиоактивными элементами: посуда, косметика, лекарства, средства гигиены и светящиеся краски.

Радиоактивные вещества в медицине

Заявленный положительный эффект сомнителен: польза малых порций радиации современными исследователями однозначно не доказана, а опасность больших доз сомнений не вызывает. Их воздействие провоцирует нарушения обменных процессов, инфекционные осложнения и лейкемию. Префикс «лучевой» дал начало ряду новых терминов: лучевой ожог, лучевое бесплодие, лучевая катаракта, лучевая болезнь.

Иногда в средствах массовой информации раздувается настоящая радиационная истерия, создавая образ беспощадного врага: незримого, коварного и смертельно опасного. К таким выпадам надо относиться спокойно и осознанно: наукой ещё не открыты механизмы злокачественных перерождений тканей от внешних воздействий, но известен реальный ущерб, который наносят здоровью выбросы сталелитейных заводов и химических предприятий.

В обычной жизни вероятность контакта с источником радиации, угрожающим здоровью, чрезвычайно мала. О радиоактивности стоит задуматься, если ожидается:

• покупка земельного участка, квартиры или дома;
  • проведение строительных и отделочных работ;
  • выбор и приобретение материалов для ремонта;
  • благоустройство прилегающей территории (газонные почвогрунты, покрытия спортивных площадок, тротуарная плитка).

Экспериментально рассчитано, что в ближайшие пятьдесят лет загрязнение от аварии на Чернобыльской АЭС в общей дозе, получаемой населением заражённых областей, не превысит 2%, зато на долю естественной радиоактивности придётся до 60% этого количества.

Интересно, что по американской шкале относительной опасности для людей, радиация находится всего лишь на 26 месте, а первые две позиции занимают тяжёлые металлы и токсичные химические вещества.